УХ ТЫ, ОХТА!

1Группа королёвских туристов совершила плавание на катамаранах по карельской реке Охте

Чтобы в отпуске достойно отдохнуть, надо обязательно сменить обстановку, то есть куда-нибудь уехать, например, с компанией друзей отправиться в поход. Конечно, можно организовать самостоятельную вылазку на природу, но лучше всё же довериться надёжной турфирме, у которой есть и необходимое оборудование, и опытные инструкторы, тем более, если услугами этой фирмы вы не раз пользовались.

Так мы и сделали, заказав тур на катамаранах по одной из самых порожистых рек Карелии — Охте.

День первый. Заброска

2Июльским утром поезд Москва — Петрозаводск доставил нас в столицу Карелии. На вокзале нас встретил представитель турфирмы. Грузимся в микроавтобусы и едем на базу, в местечко Сойвожпорог, что на реке Шуе (примерно в 30 километрах от Петрозаводска). Там нас ждал обед, здесь же мы уладили последние формальности, подписали личные соглашения с фирмой. Приятная неожиданность — нас будет сопровождать Дима Бутаков, молодой, но опытный инструктор, с которым мы уже ходили по рекам и озёрам Карелии и на байдарках, и на катамаранах. Наверное, наша королёвская тургруппа ему чем-то приглянулась. Приятно вдвойне, что Дима пойдёт в составе экипажа нашего катамарана (у нас человека не хватало). Таким образом, сформировано пять экипажей по 4 человека в каждом, всего нас 20. Короткий инструктаж, укладка вещей в гермомешки, загрузка баков с продуктами и необходимого инвентаря, включая элементы катамаранов, на прицепы микроавтобусов.
Маленькое новшество от фирмы: всех туристов пригласили встать на портативные весы, и эти секретные данные занесли в специальный журнал. Вспоминается, как нас в советское время взвешивали в начале и в конце пионерской лагерной смены. Привес считался успешным итогом месячного пребывания вдали от дома, а тем, кто «сработал в минус», то есть похудел, выдавались рекомендации на тему обмена веществ, чередования труда и отдыха. Тогда считалось: если ребёнок за месяц заметно прибавил в весе, значит, он успешно растёт, кормёжка идёт ему в пользу. Ну, а здесь посмотрим…
Садимся и едем по федеральной трассе на север, в сторону Мурманска. До места высадки нам надо преодолеть примерно 400 километров. Двигались с помехами — дорога на многих участках ремонтировалась, да и дождь периодически нас настигал. Погода в Карелии очень переменчива. У села Пушной (около Беломорска) машины свернули на местное шоссе, а потом и вовсе на просёлочную дорогу, по которой ходят только лесовозы. Едем и, глотая слюну, смотрим на стоящие у дороги подосиновики и подберёзовики. Мы их собирали в те минуты, когда водители просили нас выйти, чтобы облегчённые машины прошли то или иное препятствие. Вот так, то пешком, то на машинах мы двигались к месту заброски. К 23 часам добрались до полянки на берегу озера Муезеро. А тут уже стояли туристы из балтийского Калининграда, они тоже собирались пройти по Охте на катамаранах. Мы разбили свой лагерь рядом с ними, искупались, приготовили на костре ужин, отбились от комаров и легли отдыхать. Но в третьем часу ночи нас разбудил гул мотора: грузовик привёз ещё одну группу туристов. Они, естественно, стали рубить дрова, разводить костёр, готовить еду. Да, место популярное… В эту ночь толком отоспаться удалось не всем.

День второй. Остров Троица

3Утро встретило солнцем. После завтрака начался монтаж катамаранов. Напомню, что основу катамарана составляют пара параллельных надувных продолговатых баллонов, жёстко связанных между собой. Мы вставили металлические трубы в боковые желоба баллонов, резиновыми жгутами прикрепили к этим трубам другие, поперечные. Каркас готов, осталось только зафиксировать сверху, между баллонами, листы фанеры (это палуба) и надуть сами баллоны. Катамаран готов! На палубу устанавливаем баки с продуктами, костровой инвентарь, гермомешки с личными вещами. На баллон, как в седло на лошадь, садятся два человека (один — спереди, другой — в «хвосте» баллона). Каждый берёт в руки однолопастное весло — можно плыть!
Мы сделали пробные гребки, освоились с новыми кораблями, и после обеда наша флотилия медленно отчалила от берега. Какая красота: неспеша гребёшь, и катамаран уверенно идёт вперёд, разрезая обоими носами набегающие волны. Эту идиллическую картину разрушила туча, неожиданно выползшая из-за леса и обрушившая на нас холодный душ. Ливень был кратковременным, но мы успели вымокнуть до нитки.
Наш инструктор просил строго соблюдать порядок в кильватерном строю, особенно при преодолении порогов. Родилась идея: дать нашим катамаранам имена в соответствии с местом в колонне. Один из нас когда-то изучал финский язык и предложил катамараны назвать по-фински: первый, второй, третий…Так у нас появились катамараны «Юкси» (первый), «Какси» (второй), «Кольме» (третий), «Нелье» (четвётрый) и «Вийси» (пятый). Помните, как вы судно назовёте, так оно и должно пойти.
Высаживаемся на поросший лесом островок Троица. Здесь когда-то стоял православный монастырь. А сейчас от него осталось вовсем немного: деревянная церковь святого Николая (1602 год), часовенка, деревянный склеп и древние могилы. Церковь незаперта, там, около стен, выставлены иконы и подставки для свеч. А в склепе, куда имелся тоже свободный доступ, находится деревянный гроб, на нём и на полу вокруг него разбросаны мелкие монеты. Около церкви стоят огромные, в три-четыре охвата ели, на одной из них висят привязанные за ветки верёвочки и ленточки. Их обычно оставляют, если горят желанием ещё раз побывать здесь, хотя знатоки уверяют, что больше суток на острове находиться опасно, могут возникнуть различные неприятности. В общем, заколдованное место.
Покинув его, переплываем озеро и высаживаемся на каменистом берегу, поросшем соснами. Здесь будем ночевать. Погода опять наладилась, можно и порыбачить. Рыба клевала отменно и на червя, и на блесну. Персонажи всё те же: окуни, плотва, ельцы. Иногда блесна застревала, тогда любители купаться шли на выручку рыбакам. Плывёшь по озеру вдоль лески, а потом, нырнув, сдёргиваешь блесну от зацепа. Благодаря такой взаимовыручке у нас вечерком заработала походная коптильня. Копчёная рыбка пошла на ура.

День третий. Борьба со стихией

4Этот день мы запомним надолго. С ночи стал накрапывать дождик, и всё утро он напоминал о себе. А тут ещё при сборах выяснилось, что куда-то пропала одна каска. Фирма каждому туристу выдала специальные защитные каски, которые предохраняют голову при прохождении сложных порогов. Искали этот шлем всем коллективом, но так и не нашли. Вот и первая потеря. Только мы погрузились на наши суда и тронулись, как небо заволокло сизо-чернильной тучей, и тут же разверзлись хляби небесные. Защитная одежда мало чем помогала. Снова вымокли, а плыть-то всё равно надо. Пересекли озеро и вошли в небольшую речушку, шириной до 10 метров. Это и есть река Охта, только в своих верховьях. Она петляла как заяц. Дождь то ослабевал, то усиливался, свинцовое небо не давало поводов для оптимизма. Когда вышли в болотистую низину, где по обе стороны реки стояли почерневшие стволы засохших берёз и ёлок, в лицо ударил ветер. Этот участок реки с мёртвым лесом называют краем Похъелы, по карельскому эпосу — «Злое место». Так мы и шли: дожди и ветер — в лицо, мокро и зябко. Нашли пятачок на низменном берегу, где решили пообедать. Вот где пригодилось умение бывалых туристов разжигать костёр под дождём да ещё и мокрыми дровами! Пытались погреться у костра, да что толку — отошёл от него и снова мокрый. Дальнейший путь превратился в сплошной кошмар. Ветер хлестал в лицо, сильно мешал катамаранам двигаться вперёд. Ведь в отличие от байдарок у катамаранов большая парусность, то есть площадь конструкции, находящейся над водой. Гребёшь из последних сил, а судно вперёд не идёт — до слёз обидно. А тут ещё дождь поливает как из ведра. Некоторые экипажи пошли на вынужденный шаг. Одного из гребцов (того, что помоложе) «делегировали» в воду, и он, как бурлак на Волге, тащил своё судно вдоль берега. Небольшой путь в пару километров мы преодолевали несколько часов. Такого напряжения у меня не было ни в одном из походов по северным рекам.
С величайшим трудом мы всё-таки дошли до запланированной стоянки на Юляозере. Зубы стучали как ложка в пустом стакане, многих разбирала неприятная дрожь. А температура воздуха была уже ниже 10 градусов Цельсия. Опытный турист Валентина Филимонова сразу же предприняла профилактические меры: каждому бедолаге предложила по глоточку согревающей жидкости. По мере прохождения её в желудок и далее тепло возвращалось в тело, окоченевшими было руками можно было приниматься за обустройство лагеря. Разбили палатки, развели костёр. Очень пригодился «Штиль» — портативная бензопила. Дима в считанные секунды напилил гору берёзовых чурочек. Вокруг костра, под тентом, мы натянули верёвки, на которые поразвесили своё мокрое бельё. Когда переоденешься в сухое, и на жизнь как-то сразу начинаешь смотреть по-иному.
После ужина — никаких рыбалок и хороводов, все разошлись по палаткам, чтобы дать отдых натруженным рукам и другим уставшим в борьбе со стихией органам.

День четвёртый. Первый порог

Ночью накрапывал дождь, и утро нас встретило моросящей туманной завесой. Всё тело ломило, как будто ночью разгружал вагоны с углём. Вышли из Юляозера (оно небольшое), по протоке вошли в озеро с забавным названием Ригорека, из него — в Маслозеро, на выходе из которого нас подстерегал первый порог. Перед нами его проскочила группа байдарочников. И мы успешно его прошли, правда, наш катамаран немного покидало, да и водичкой на нас побрызгало. Но это мелочи, главное, мы дружно сработали и чётко выполняли команды инструктора Димы. На Охте, реке, в общем-то небольшой (около ста километров), находится около полусотни порогов и шивер, небольших перекатов. Самые мощные пороги ждут нас впереди.
На обед встали у порога. У незанятого приготовлением пищи народа появилось время на сбор грибов, ягод и на рыбалку. Слава Богу, дождь перестал, временами показывалось солнце, по всем приметам — впереди нас ждёт хорошая погода.
На ночь обустроились на каменистом берегу недалеко от озера Лежево. Можно досушить вымокшую одежду и просто отдохнуть. А у меня — новые заботы. Подошла очередь нашего экипажа быть дежурными. Это значит — позаботиться о сегодняшнем ужине и о завтрашних завтраке и обеде. Развожу костёр, таскаю воду из реки. Девчата готовят картошку с тушёнкой.
А в это время солнце садилось за лес, оставляя золотистую дорожку на речной глади. Ну как тут удержаться и не запечатлеть на фото эту красоту?

День пятый. Борьба за весло

5Подъём в семь часов. Мы, дежурные по лагерю, приготовили рисовую кашу и пригласили товарищей к завтраку. Надо подкрепиться, ведь сегодня начнутся сложные пороги. Чтобы лучше управлять катамараном на пороге, надуваем специальные подушки, на которых будем сидеть в позе колени вперёд — пятки назад. Заодно привязываем ремни-упоры, помогающие не выпасть из катамарана в случае, если его подкинет на пороге.
Несколько часов шли по озеру Лежево, даже ноги затекли. Проскакиваем небольшую протоку, и мы уже в озере Торос. Из него река вытекает в Пебозеро, и в самом начале этой протоки — коварный Пебозерский порог. Поток с сумасшедшей силой несётся в узком коридоре из пирамид камней, стоящих по обе стороны. Камни находятся внутри деревянных коробов, останки которых до сих пор видны. Здесь когда-то был мост или иное гидротехническое сооружение. Смиренно слушаем короткий инструктаж Димы, представителя турфирмы. Наша эскадра выстраивается в боевом порядке: «Юкси», «Какси», «Кольме» (катамараны названы «Первый», «Второй», «Третий»… на финском языке). Мы на первом судне удачно проходим порог, в конце его разворачиваемся и смотрим, как это препятствие пройдут другие. У нас это называлось «посмотреть кино». Увы, без приключений не обошлось. На одном из катамаранов гребец неудачно оттолкнулся от каменной гряды, весло застряло в камнях, а потом его притопило потоком. Никакие попытки экипажей следующих катамаранов спасти весло к успеху не привели. Всё, сидим без весла, а запасного нет. Корабли собрались за порогом (примерно в двухстах метрах от места потери весла), инструктор Дима принимает решение: весло надо спасать, а для этого придётся кому-то идти на порог против течения. Вместо барышень на наш катамаран садятся два молодых гребца, Володя и Егор, и мы вчетвером идём вдоль берега к порогу. Сильное течение не даёт возможности заметно приблизиться к нему, тогда мы решаем высадить на берег десант, чтобы по земле добраться до порога. А берег здесь очень непростой: вязкие островки с деревьями и колючим шиповником, между ними — протоки с бурным потоком воды. Но идти надо, без весла на порогах управлять непросто. Вызываемся вдвоём с Егором попытать счастья. Где цепочкой друг за другом, где, взявшись за руки, идём, пробираясь через колючие заросли. Переходим вброд протоки, течение сбивает с ног, ноги скользят по камням. Колючки больно ранят голые руки. Падая и поднимаясь, мы всё-таки вышли в голову порога. Крепко держа друг друга, перебрались через основной поток реки к коридору из каменных пирамид. Тут уже полегче, начинаем спуск по коридору и поиск весла. За этим процессом наблюдают наши товарищи. Наконец Егор победно поднимает вверх руку: весло найдено! Ура, королёвская флотилия может спокойно идти дальше. А пока мы добывали весло, наш рыбак Женя Паршин сумел вытащить пару здоровенных язей, причём одного из них пыталась украсть щука. Она вцепилась в язя, которого уже подтаскивали к катамарану. Но воля человека оказалась сильнее желания щуки полакомиться чужой добычей. Вот с такими трофеями — возвращённым веслом и язями — мы вышли по Охте в Пебозеро, а из него в озеро Воронье, где нам предстояло встать на днёвку. Удобные стоянки на берегу были уже заняты другими группами туристов. Дима принимает решение: идём к знаменитому острову Добрых Духов, там и встанем на две ночи, то есть на днёвку.
Перед закатом солнца на удочку хорошо ловилась рыбка, даже крупные окуни попадались. Погода нам на руку, солнце садилось в низкое облачко, выжигая золотистую дорожку на озёрной ряби.

День шестой. Остров Добрых Духов

6Он небольшой, примерно километр в длину и 200 метров в ширину. Знаменит тем, что здесь под открытым небом находится своеобразная выставка рукодельного искусства туристов. Вдоль каменистого берега расставлены различные поделки из дерева, и не только из него. Чего тут только нет! Скульптурки разных чудовищ, персонажей сказок и мультфильмов, доски с забавными надписями, абстрактные композиции из подсобных материалов, самодельная мебель с юморным декором, привезённые невесть откуда дорожные знаки, автомобильные номера, указатели, кабинетные таблички и вывески различных госучреждений, бытовые приборы, а также деревянные модели лодок, самолётов, пушек, ракет, пулемётов... У художников в ход шло всё, что попалось под руки или оставалось от обеда: пивные банки, пластиковые бутылки, старая обувь, каски, чайники, ложки, алюминиевые миски… Охотники после себя оставили «колье» из использованных ружейных патронов с табличкой «На память улетевшим уткам». Удивляюсь, как сюда занесло огромный судовой винт, который подвешен на цепях, откуда здесь портативный дефибриллятор? Мы покатались на тарзанке (к суку сосны на цепи подвешена чурка), посидели в избушке на курьих ножках. Приятно было встретиться и с творчеством земляков. На одном из плоских камней стояли в человеческий рост две деревянные ракеты, синего и красного цвета, и белая деревянная модель орбитального корабля «Буран» с ракетоносителем «Энергия». Всё это — творения рук учащихся королёвского ЛНИП №4, которые здесь побывали в 1999, 2004 и 2007 годах (даты обозначены на моделях). Ещё один забавный экспонат — вырезанный из коряги осьминог, щупальца которого имеют столь выразительные законцовки, что женщины приходили в восторг. И каждая посчитала за честь сфотографироваться на фоне этого рукотворного памятника мужскому могуществу и жизнеутверждающей силы.
Пока мы осматривали эти шедевры, к нашему острову пристала очередная группа катамаранщиков — студенты из Ярославского университета туризма. На Охте они проходили зачётную практику, после которой должны стать дипломированными специалистами по туристическому сервису. Эти ребята внесли свой вклад в стихийную островную выставку народного творчества. На одну из сосен они прицепили спортивный свитер. Такие свитера носили игроки ярославского хоккейного «Локомотива», погибшие в прошлом году в авиакатастрофе. Вечная память великой команде…
На острове есть много мест для стоянок, песчаный пляж, лесок готов поделиться грибами и ягодами. Если бы Робинзона Крузо выбросило на берег именно здесь, он имел бы все возможности достойно коротать свой век в ожидании счастливой встречи с цивилизацией и выбрать себе Пятницу по вкусу…
На берегу мы нашли пирамидку камней в форме примитивной печи — это основа походной бани. Инструктор Дима, Сергей Филимонов и ещё несколько добровольцев взялись за сооружение баньки, благо каркас из жердей для банной кабинки уже стоял. Оставалось заготовить дрова и несколько часов раскаливать камни. После разогрева на кабинку набрасываем взятую на турбазе полиэтиленовую плёнку, привязываем скотчем к каркасу. Баня готова! Первыми в парилку пошли мужики, стали вокруг каменки, начали лить кипяточек на камни, впитывать ароматный жар. Появился берёзовый веничек и тут же прошёлся по спинам желающих. В этот момент в здешних местах надлежит приговаривать: «Ух ты, Охта!» По команде: «Бежим!» полиэтиленовый полог распахнулся, и мы гурьбой высыпали в прохладную озёрную гладь. Несколько таких заходов, и мы уступили место дамам, отошли к костру погреться. Банька в походе — лучше любого лекаря. Правда, всё равно мышцы болят от интенсивной работы веслом. Успокаивает мысль, что скоро перейдём к привычному полуленивому образу жизни, без больших физических нагрузок: включим компьютер, достанем ручку или карандаш, шевельнём мышкой, стукнем по клавиатуре — вот и вся нагрузка работяги ХХI века. Но до этого ещё далеко — нас ждут ревущие пороги Охты.
На вечерней зорьке — привычное дежурство с удочкой. Окуни граммов на триста приветствовались особо, а вот подошедшую стаю голодных ершей пришлось отгонять. Они махонькие и очень скользкие, в простонародье — сопливые.
Этот богатый на впечатления день завершился посиделками с гитарой у костра. Юрий Ваганов и его коллеги из ансамбля «Орфей» провели показательную репетицию с исполнением популярных бардовских песен.

День седьмой. «Народ, на колени!»

7Прощаемся с гостеприимным островом Добрых Духов, пересекаем Воронье озеро и сразу попадаем на порог. Он называется Оленьим, озёрная вода неожиданно устремляется на камни, образуя ревущие пенящиеся валы. Осматриваем порог, выбираем трассу прохода, и один за другим наши катамараны проходят Олений. Несколько километров гребём по спокойной воде, и опять впереди послышался рёв. Это нас «приветствовал» Пичепорог. Инструктор Дима даёт привычную команду: «Народ, на колени!» Мы послушно меняем свою вольную позу на боевую: садимся на надувные подушки, пятки назад, а колени заталкиваем в упоры. Так и гребётся мощнее, и сложнее выпасть с «корабля», если его начнёт крутить на пороге. Привычным порядком («Юкси», «Какси», «Кольме»…), соблюдая дистанцию 20 — 30 метров друг от друга, идём на штурм порога и успешно преодолеваем его. Но расслабляться ещё рано. Впереди — длинный Кожаный порог, в котором Охта раздваивается, образуя гряду островов. Выбираем левое русло, оно кажется безопасней. Метров триста нас несло по бурному речному потоку. Слава Богу, что никто не налетел на рифы, простите, на камни (увлёкся!). Как сказал Дима, в этом году вода — на нашей стороне, её уровень почти на метр выше прошлогоднего. А иначе нам пришлось бы постоянно маневрировать, чтобы разминуться с камнями.
За Кожаным порогом решили встать на обед. Подошли к берегу, и вдруг из воды показалось какое-то чудовище и также внезапно исчезло, потом снова показалось. Мы присмотрелись: да это аквалангист в спецкостюме охотится на рыбку! Его дыхательная трубка покрутилась рядом с нами и двинулась к противоположному берегу. Привет тебе, отважный покоритель речных глубин!
На обеде все набросились на чернику, которая здесь росла в изобилии. Заодно мы провели весёлое соревнование: у кого от ягоды язык чернее.
Этот день выдался богатым на пороги второй и третьей категории сложности. Мы последовательно прошли пороги Ойнегайне (в переводе с саамского — «Большой сиг»), Лаунапорог (с саамского — «Торфяной») и подошли к порогу Хемег (с саамского —«Короткий крутой порог»). Осмотрелись и друг за другом проскочили мимо высоких камней, которые волнорезами разрывали водный поток. Встали на стоянку на высоком берегу, в прямой видимости следующего, самого знаменитого охтинского порога — Кивиристи. Тут уже было несколько групп туристов, в том числе и ярославцы. Нам предстоит ещё одна днёвка. Привычные вечерние развлечения — купание, сбор ягод и грибов, песни под гитару, рыбалка. На червя попался щурёнок — редкая удача для рыбака. Общими усилиями мы задействовали нашу коптилку и накормили товарищей копчёной рыбкой.

День восьмой. Ревущий Кивиристи

8Название порога означает: с саамского — Скальное место, с карельского — Каменный крест. Он трёхкаскадный, четвёртой категории сложности, перепад высот — семь метров. Первый каскад несложен, он заканчивается относительно спокойным участком реки. А далее Охта попадает в узкий скалистый каньон, причём делает крутой поворот налево. Тут обилие каменных препятствий, которые обкатывает стремительный поток. Вода кипит, белая пена с шумом бросается на скалистые берега и уносится вниз по каньону. Зрелище не для слабонервных. Мы понаблюдали, как этот порог на катамаранах проходили наши соседи-ярославцы. Они максимально облегчили судна, всё лишнее оставили на берегу. Там же смельчаков страховали их товарищи, держа в руках фалы с оранжевыми законцовками («морковками»). Первый катамаран успешно прошёл порог под восторженные крики зрителей. А вот второму не повезло. Ребята боком во¬шли во второй каскад, катамаран как на катапульте подкинуло вверх, завертело в воздухе. Отважных гребцов скинуло в бурлящий поток. Им сразу же с берега кинули «морковки», двое за них зацепились. Третий перед каньоном успел выбраться на берег и стал искать в воде весло. Четвёртый каким-то чудом сумел опять забраться на катамаран и попытался управлять им. А судно уже несло вниз по каньону. Парень быстро смекнул, что его главная задача — просто удержаться на катамаране. Он лёг лицом вниз, вцепился, как клещ, в оснастку, и его, как муравья на листочке, потащило по бурному потоку в неуправляемом режиме. На счастье парня, катамаран не перевернулся, и его в конце концов вынесло на спокойный участок реки. Хорошо, что обошлось без травм. Упорные ярославцы учли полученные уроки, и остальные свои катамараны провели без приключений. На одном из них гребла девушка, видно, захотелось получить свою порцию адреналина. После этого водного представления мы, болельщики из разных городов, тепло поздравили ярославцев с удачей. А наша Нина Татаурщикова даже подарила отважным туристам футболку и шарф. В ответ ярославцы вручили нам свой сувенир — сосуд с прозрачной жидкостью для поднятия аппетита.
Кивиристи очень коварен, нужно быть уверенным в своих силах, чтобы решиться пойти на него. И как напоминание о соблюдении осторожности здесь, у самого порога, к дереву прикреплена металлическая пластина в память о девушке из Эстонии, погибшей на Кивиристи в 1997 году. «Вы, идущие следом, учитесь на чужом горе. Зачем вам своё?» — предостерегает табличка.
Показалась флотилия катамаранов с туристами из балтийского Калинин¬града, нашими соседями по стоянке на Муезере. Они посмотрели на порог и решили не рисковать. Перенесли мимо него катамараны и свои вещи, благо для этого в прибрежном лесу есть специальная дорога.
Наши рыбаки выловили редкую для здешних мест рыбу — хариуса. Его быстро освежевали, посолили и отведали в холодном виде. Так в Карелии едят эту рыбу.
Как обычно на днёвках мастер парикмахерского искусства Валентина Филимонова сооружала на головах желающих экзотические причёски. А на вечерних посиделках снова звучали гитара и любимые туристические песни.

День девятый. Нашлась потеряшка!

Мы собрали лагерь и, как муравьи, перетащили его вместе с катамаранами за порог. Рисковать инструктор не стал, ему же надо группу в целости и сохранности доставить на базу. Сразу прозвучала команда: «На колени!» (то есть сесть в боевую позу), значит, пороги рядом. Так и оказалось, за несколько часов нам пришлось преодолеть целую серию порогов 2—3 категории сложности: Печкопорог, Белый, Тёмный, Муравейные шиверы, порог «У моста». А вот и наша конечная на сегодня цель — порог Тютерин. Непростой. Он широкий, основное русло образовано плоской каменной плитой, рядом с которой громоздились валуны, болтались принесённые течением брёвна. Здесь у нас будет ещё одна днёвка.
У порога уже был разбит лагерь — это отдыхали москвичи. Мы встали рядом, благо поляна достаточно обширная. У меня от солнца обгорела кожа рук. Мне дали какую-то мазь от загара, из красной кожа превратилась в молочно-белую, а потом в матово-жёлтую. «Уже бронзовеешь?» — пошутил кто-то.
Подошла ещё одна флотилия катамаранов с детьми на передних местах и сходу проскочила Тютерин. Когда эти ребята встали на короткую передышку рядом с нами, выяснилось, что они из Санкт-Петербурга и самое главное — подобрали каску, которую мы потеряли на стоянке на Муезере. Вот так удача! Туристы должны помогать друг другу, в этом — залог удачных путешествий. Питерцы передали нам каску и пошли дальше по Охте. Вскоре показался ещё один караван судов — байдарки и катамараны. Это были туристы из Тулы. До чего ж популярны вояжи по Охте! Туляки форсировали порог и исчезли вдали.
Сегодня наш экипаж должен готовить ужин. Обилие грибов подсказало новое блюдо — картошка с тушёнкой и грибами. От комаров отбивались спецсредствами типа «пшикалка».

День десятый. Не машите вёслами!

9Этот день был, в основном, посвящён тренировкам по преодолению порога Тютерин. Один из наших катамаранов разгрузили, и все желающие под руководством инструктора Димы могли побороться с водной стихией. Дошла очередь и до нашего экипажа. Садимся, маневрируем, вплываем в порог. Нас потащило потоком, а направить катамаран носом вперёд мы запоздали. Я до последнего пытался развернуть его, но нас всё равно боком вынесло на бочку (это возвратная волна внизу порога). В бочке не рекомендуется работать веслом — поток может сломать его. Поэтому бочку стараются пройти на большой скорости. Я зазевался, вовремя не убрал весло, а когда вытащил его из воды, гриф был уже Г-образным. Дошли до берега, надо ремонтировать весло, ведь запасного нет. Гриф разломали, насадили обе части весла на деревянную пробку, которую выстругали из берёзы. Получилась своеобразная соединительная муфта. Я замотал скотчем место излома — весло готово к дальнейшей эксплуатации. Правда, на порогах лучше всего им работать переднему гребцу, на заднее весло приходится большая нагрузка. Из-за этого обменялись вёслами с напарницей.
Пользуясь солнечной погодой, вечер я посвятил рыбалке. Червей уже не было, пришлось из белого хлеба катать тестоподобные шарики. Плотицы и ельцы с удовольствием приняли это угощение, поплавок весело играл на водной глади, периодически сигнализируя о начале борьбы за улов. А в это время ребята на блёсны поймали несколько щучек. Рыбу коптили в несколько заходов.
Перед сном, как обычно, наша весёлая компания развлекалась пением под гитарную струну. «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…».

День одиннадцатый. На Кеми

Последний день водного маршрута. От Тютерина река течёт спокойно и величаво. Через полтора часа послышался шум — это Курнапорог. Он не был для нас трудным. Пройдя ещё несколько километров, мы вышли на знаменитый Охтапорог — последний на этой реке. Он длинный, метров триста, поток здесь очень бурный. Главное — держаться середины реки и вести катамараны носами вперёд. Все наши судна благополучно прошли Охтапорог, о чём есть фото- и видеоматериалы. За ним — место для небольшой стоянки. Здесь есть кострище, пирамида из закопчённых камней, мусорная яма и другие следы пребывания цивилизованного человека начала ХХI века, например, берёзка, на многих ветвях которой висят ботинки, тапочки, кеды, кроссовки, шлёпанцы... Так туристы, освобождаясь от ненужной или просто негодной обуви, прощались с великой карельской рекой и начинали готовиться к окончанию маршрута. Фотографируемся на память и гребём дальше, к конечной точке маршрута. Показались мачты линий электропередач, где-то затарахтел мотор катера — мы приближаемся к цивилизации.
А вот и устье Охты, она впадает в реку Кемь. Проходим три километра по Кеми и встаём на каменистом берегу у плотины Подужемской ГЭС. Всё, далее пути нет, надо отдыхать и ждать автобусов с базы. Ставим лагерь, разбираем наши катамараны. Спасибо вам, милые надувные судёнышки, наши водные лошадки, вы славно потрудились, отдыхайте до следующего путешествия, где вас оседлают новые седоки-гребцы.
Перед сном прогулялись на ГЭС, рядом с которой проходит автострада Петрозаводск — Мурманск. После этого гидроузла река Кемь спокойно течёт к Белому морю, на ней находится городишко Кемь, районный центр Карелии, и откуда на теплоходе можно добраться до Соловецких островов.

День двенадцатый. Рисунки первобытных

10Утром за нами пришли микроавтобусы с прицепами, и мы отправились в сторону Петрозаводска. Организаторы тура приготовили для нас ещё одно развлечение — знакомство с древними наскальными рисунками. Автобусы с трассы свернули в сторону Беломорска, мы проехали посёлок Сосновец, пересекли Беломорканал и остановились в деревушке Выгостров. Отсюда пара километров по лесным тропам, и мы выходим в местечко Залавруга, на большое каменистое плато, известное всему миру как археологический комплекс «Беломорские петроглифы». Слово петроглиф происходит от древнегреческих «петра» — камень и «глифе» — резьба. На плато в Залавруге учёные обнаружили более 1000 рисунков, возраст которых — 4 — 5 тысяч лет. Это целая галерея наскальных изображений сцен из жизни первобытных людей. Самой крупной является зимняя охота на лосей.
Главные действующие лица сохранившихся композиций — люди: пешие, идущие на лыжах, плывущие в лодках. Попадаются и необычные сцены: лыжник, стреляющий из лука в зверя, сидящего на дереве; пеший охотник, настигающий оленя. Мотив войны, боевых поединков в здешних петроглифах встречается нечасто. На рисунках можно увидеть и лесных зверей (оленей, лосей, медведей) и морских животных (белух, китов, тюленей). Среди учёных очень много разногласий о предназначении этих рисунков. Что же хотели передать древние резчики? Возможно, это некое святилище, где совершались магические и промысловые обряды, языческие ритуалы, приношения в жертву, или здесь посвящали в охотники, выбирали шамана, казнили врагов и предателей. Не исключено, что это философия первобытных людей, которые изобразили мир таким, каким он был в их представлении. Словом, гипотез много, а нам остаётся только полюбоваться этими сохранившимися весточками из далёкого прошлого. Иногда рисунки напоминали мне знаменитых пляшущих человечков, смысл которых разгадывал великий сыщик Шерлок Холмс.
Однако пора в автобус. Нам ещё ехать более трёхсот километров.
Вечер. А вот и база турфирмы, шумит река Шуя. Сдаём инвентарь, устанавливаем палатки. Желающие проходят на весах послепоходное взвешивание, им выписывается соответствующий сертификат. Женщины довольны, что похудели, походотерапия оказалась благодатной. Ну, а мы довольны, что женщины довольны. За ужином Дима вручил каждому походнику традиционный подарок от турфирмы: забавную картинку на тему туризма. Мне попался жизнеутверждающий сюжет: одинокий турист стоит на камне среди водной глади и с оптимизмом размахивает веслом. На оборотной стороне — слова великого русского учёного-географа Николая Пржевальского: «А ещё жизнь хороша тем, что можно путешествовать!». По традиции вернувшуюся группу турфирма премирует настоящей банькой и шашлыками. После этого, понятное дело, никак не обойтись без воспоминаний о пережитом на Охте. И конечно, этот вечер завершился стихийным концертом авторской песни. Под гитару пели даже те, кого в школе выгоняли с уроков пения. Вот как нам было хорошо!

День тринадцатый и последний. До свидания, Карелия!

Утром нашу группу отвезли в Петрозаводск. У нас в карманах — билеты на вечерний московский поезд, есть время побродить по столице Карелии. Сдаём вещи в камеру хранения и отправляемся гулять по городу. Зашли в местную достопримечательность — кафе «Чайная ложка». Обычно в нём работают студенты местного университета, а в этот раз кафе «помолодело» — нас обслужили школьники. Молодцы ребятки, подрабатывают на каникулах. Мы подкрепились блинами и отправились к любимому месту петрозаводцев — набережной, что на Онежском озере. Я уже не раз описывал скульптуры, композиции и всевозможные инсталляции, украшающие набережную и придающие ей неповторимый колорит. Как прекрасно посидеть на лавочке, поглядеть на уходящие в Кижи корабли, насладиться убаюкивающим шумом волн. Мимо проходят гуляющие парочки, молодые мамы с колясками, убелённые сединой ветераны. Вот, покачиваясь, пробираются два парня в тельняшках, они поддерживают друг друга и в чём-то шумно клянутся. Ах, да, ведь сегодня День Военно-морского флота. Защитникам морских рубежей надлежит размагнититься. По дорожке ослик везёт крохотульку-девочку в бантиках, рядом семенит мамаша и умилённо фотографирует своё дитя. Тройка велотуристов выпорхнула на гружёных велосипедах, остановилась у парапета и сползла со своих железных коней. Туристы сели на каменные плиты, вытянули ноги и замерли, закрыв глаза, — видно, устали после дальней дороги.
Ну, а нам пора на вокзал. Есть ещё время закупить сувениры, найти магазинчик, где продают «Карельский бальзам». Мы прощаемся с удивительным краем лесов, озёр и рек, порогов, рыбалок, комаров и втайне мечтаем, что на следующий год, как бы заняты мы ни были, обязательно придём на новое свидание с Карелией и насладимся её волшебной северной красотой.

Валерий СОКОЛОВ

Калининградская правда

Разделы сайта

Счетчик посещаемости

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter